Маленький ребенок левша?!

Маленький ребенок пытается взять карандаш в левую руку. Его строго одергивают и дают в правую. Может ли он стать левшой?Запрещая маленькому ребенку рисовать (писать, есть) левой рукой взрослые заботятся, прежде всего, о ребенке. Быть леворуким, действительно, неудобно. Неудобно, потому что все в этом мире устроено под правшей: часы идут слева направо, страницы в книге проще переворачивать правой рукой.
Но стать левшой нельзя, им можно только родится. Поэтому, когда маленький ребенок пытается производить действия левой рукой - это не его каприз и не деффект воспитания, а особенность психофизиологического развития, связанного с работой парных органов человека. А черезмерная забота взрослых, запрещающих малышу делать что-либо левой рукой, может обернуться самыми нежелательными последствиями.
Люди устроены симметрично, у них два уха, глаза, руки, ноги. Но развиты эти органы неодинаково, один из двух всегда является ведущей. Так, прицеливаясь, мы прищуриваем один глаз, полагаясь на другой, прыгая, отталкиваемся более сильной ногой. Тоже самое и с руками. У 85% населения правая рука ведущая, но она такая от природы, а не потому, что ее специально тренировали. А у 15% населения ведущей является левая рука. И связано это с работой больших полушарий мозга, причем правое полушарие отвечает за левую руку, а левое - за правую. И именно, в левом полушарии находится центр речи, следовательно, развитие руки взаимосвязано с развитием речи. Особенно заметно это в раннем возрасте.(Поэтому для развития речи используют пальчиковые игры и игры с ладошками.)
У части леворуких детей речевые центры перенесены в правое полушарие, поэтому так опасно учить таких детей "писать как все". Это может неблагоприятно сказаться как на речевом так и на общем развитии человека. У таких маленьких деток часто развиваются неврозы и заикание.
Среди левшей много выдающихся людей: Цезарь, Наполеон, Лесков. Многие родители заблуждаются, считая, что, если малыш леворукий, он обязательно гений. Может быть, дополнительная нагрузка на правое полушарие, отвечающие за целостное восприятие, образное мышление, в виде речевого центра и дает ценное сочетание, способствующее развитию неординарных способностей у детей. Но серьезных оснований для таких заключений нет, к тому же не у всех левшей речевой центр переносится в правое полушарие, а лишь у части.
Существует еще леворукость генетическая, возникшая в результате родовой травмы или болезни матери во время беременности. В такой ситуации почему - то центры мозга, которые должны управлять ведущей рукой, отказываются это делать и эта ответственность перекладывается на другое полушарие. А в следствии этого, проблемы с моторным развитием.
Теперь понятно, что леворукость - это обстоятельство, с которым надо считаться. А чтобы не навредить маленькому ребенку и помочь в преодолении жизненных ситуаций, надо следовать таким правилам.
Когда ребенок совсем мал, нужно создавать игровые ситуации, где задействованы обе руки: пальчиковые игры, пальчиковый театр, лепка шариков, колбасок (лепка стимулирует развитие обеих рук), катание и бросание мяча. Попробуйте научить ребенка рисовать сразу двумя руками симметричные предметы на большом ватмане. Ситуации для выбора главной руки создавать не приходится, они приходят по мере взросления малыша. Понаблюдайте какой рукой маленький ребенок тянется к игрушкам, берет ложку, чистит зубы. Если у ребенка нет особых предпочтений в выборе руки, попробуйте дать ложку в правую руку, а зубы почистить можно так: утром правой, вечером-левой - и определится с предпочтениями.
А еще может быть так: в быту ребенок правша, а рисует и пишет левой рукой. Кстати, у психологов есть тесты на определение леворукости, но проходить их следует в возрасте четырех-пяти лет.
В детском саду, в школе, курсах - везде педагоги должны быть предупреждены о том, что ваш ребенок левша. И позиция ваша должна быть четкой и ясной: вы хотите, чтобы ребенок писал, рисовал той рукой, которой ему удобно, а именно левой. Тем более, что специальные прописи для леворуких детей уже есть.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 314 с.

Комментариев нет: